Источники: в Вологодском драмтеатре сменится художественный руководитель
Алексей Ожогин покинет пост художественного руководителя Вологодского драматического театра. Об этом накануне рассказал журналист Евгений Стариков на страницах ИА «Вологдарегион».
– Да, действительно, сегодня, 23 ноября, истекает мой действующий контракт с театром. В настоящий момент я нахожусь в плановом творческом отпуске, принимаю экзамены в ГИТИСе. Приеду в Вологду в следующий понедельник. После встречи с администрацией театра буду готов ответить на все вопросы СМИ, – заявил Алексей Ожогин ИА «Вологдарегион» в телефонном разговоре.
Напомним, Алексей Ожогин работал в должности художественного руководителя Вологодского драмтеатра с 23 августа 2018 года.
Начальник департамента культуры Владимир Осиповский в данный момент находится в командировке и не смог ответить на звонки NewsVo.
Директор драмтеатра Геннадий Травинов сейчас находится в Санкт-Петербурге. Сославшись на болезнь, он отказался от официальных комментариев.
По мнению независимых источников, близких к театру, официальной версией ухода Ожогина, скорее всего, станет история о том, что он приехал в Вологду, чтобы ухаживать за своей пожилой мамой, но сейчас она умерла, поэтому с Вологдой его больше ничего не связывает. Тем временем с Москвой у Алексея Вячеславовича осталось больше связей. Тем более что он до сих пор преподает там в ГИТИСе.
– То, что контракт с Ожогиным не продлят, было известно давно, – сообщили NewsVo независимые источники, близкие к театру. – Недовольство им копилось постепенно. Изначально был план взять «Золотую маску», но этого не произошло. Положение в театре – не очень: крыша течет, свет как в городском ДК. Это, конечно, вопросы не к художественному руководителю, но, в итоге, получилось, что к нему. Дело в том, что он еще первое время открыто высказывал свою политическую позицию, которая среди представителей власти считается, мягко говоря, непопулярной. Когда его попросили, он перестал писать, закрыл свою страницу в социальной сети. Но недовольство им по этому поводу осталось.
Помимо этого, Алексей Ожогин подвергался критике вологодских деятелей культуры, что также сказалось на его отношениях с руководством департамента.
– …Почему крушили режиссера Нанобашвили так шумно, и почему так тихо и застенчиво провели конкурс, назначив человека без творческого лица на должность худрука? (География его постановок так мизерна, что мне неловко и озвучивать эту несчастную «пару спектаклей».) Между тем, новый назначенец в режиссеры сидит «скромно и тихо», его имя мало кому что говорит вообще, а посмотрев один его спектакль (ЗК – ну, понимаете, это, так сказать, хэштег «Зойкиной квартиры», демонстрация того, что и в Вологде мыслют в рамках «современного театра»), – посмотрев этот спектаклик, я решила, что он не заслужил даже и отрицательной моей рецензии… – писала театральный критик Капитолина Кокшенева.
За время работы в Вологде Алексей Ожогин привел в драмтеатр несколько молодых актеров, которые сейчас исполняют главные роли в спектаклях. Останутся ли они в театре после его ухода, пока не известно.
– Для меня это известная новость. Сверхъестественного ничего не произошло, но контекст я пойму по приезду, – сообщил NewsVo Алексей Ожогин.
Он также добавил, что 29 ноября вернётся в Вологду и тогда сможет дать более подробные комментарии.
Праздник калача
Один из самобытных «собственных» праздников Мурома посвящён калачу. Впервые он был организован 4 августа 2012 г. в рамках празднования 1150-летия Мурома. С тех пор он проводится ежегодно в начале августа и приурочивается ко Дню города.
Муром издавна славился не только своими оружейниками и кузнецами, но и пекарями-калачниками. Считается, что город на Оке – и есть родина калача. Изготовление калача в Муроме началось еще в XIV в. и пришло от татарских хлебопёков. Слово «калач» означает аппетитный (с татарского, буквально – «будь голоден!», что выражало высокую степень аппетита). Развитие торговли в средние века способствовало закреплению производства калачей в Муроме.
Изображение трёх крупитчатых калачей на гербе города связывают с преданием, что калачами угощали даже императрицу Екатерину II, когда она была проездом в Муроме, а позже – Павла I. Императорские особы очень высоко отозвались о вкусовых качествах калачей, изготовляемых по особому рецепту.
Муромский калач делали из ситного теста (пропущенного через сито, а не решето). Чтобы достичь пористости теста – главной особенности муромского калача, – его долго мяли («тёрли») руками по льду, благодаря чему не испарялся содержащийся в нём углекислый газ, и изделие получалось скважистым, упругим. Отсюда выражение – «тёртый калач», в отношении того, кого жизнь потрепала, кто имеет большой жизненный опыт и может найти выход из любой сложной ситуации. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним хрустящей «губы» и поддерживающей их «ручки» (как раньше говорили, «перевясла»). Характерно, что части отличаются нюансами вкуса, так как, имея разный объем и форму, они по-разному пропекаются.
Не удивительно, что калач стал практически символом Мурома, и каждый приехавший гость считает своим долгом попробовать калач местного приготовления и даже прихватить его с собой как муромский сувенир. В 2012 г. в первый Праздник калача в самом центре Мурома (рядом с рестораном «Дворянский клуб») поставили необычный памятник – 100-килограммовый керамический калач! Он подогревается, температура поддерживается на уровне 35 градусов, поэтому даже в морозные дни гости города могут потрогать тёплый муромский хлеб. Обещают, что после установки специальных распылителей керамический калач ещё и будет пахнуть свежеиспечённым хлебом! К открытию этого памятника хлебопёки города испекли самый большой муромский калач, который состоял из 1150 маленьких калачиков. Их раздавали всем желающим.
В Праздник калача на сцене у городского рынка разыгрывается театрализованное представление: приезд самой императрицы Екатерины II, по указу которой на гербе Мурома и появились три калача. Предлагается анимационная программа для взрослых и детей. Все желающие смогут изготовить калач собственноручно на мастер-классе по выпечке, а потом – принять участие в конкурсе на самое быстрое поедание муромских калачей. Конечно, будет работать «Калачный ряд» – ярмарка хлебобулочных изделий, где у покупателей глаза разбегаются: калачи на любой вкус и размер! Одним из организаторов Праздника калача стал музей «Хлебная горница», где можно не только приобрести разнообразные калачи, но и приготовить их своими руками.
Так что поговорка – «калачом не заманишь» – это не про Муром! А сюда как раз и съезжаются тысячи туристов, чтобы увидеть красивейший былинный город, родину Ильи Муромца и княжескую вотчину Петра и Февронии, поклониться святыням в старинных монастырях – Спасском, Благовещенском и Троицком, полюбоваться на храмы XVI в. – Козьмы и Демьяна, Николо-Набережного и, конечно, – отведать вкусного и ароматного муромского калача.
Праздник, который всегда с нами…
В поселении, тысячу лет стоявшем на месте города Вологды, Масленицу праздновали на перекрестии нынешних улиц Кирова и Челюскинцев, где стоит церковь Власия Севастийского. Здесь наши предки поклонялись медведю – «дедушке», «старику», «батюшке», «волосатому», Волосу. Позднее на месте языческого капища поставили храм, посвященный его христианскому «двойнику» – Власию, который в глазах местного населения воспринял и функции «скотьего» бога.
Одним из названий медведя у нас было «кома» (привет от нынешних коми-зырян и коми-пермяков, сохранивших название своего тотема). Медведя-прародителя у нас почитали, и потому просыпающемуся хозяину тайги несли первый блин, отсюда – нынешняя трансформировавшаяся поговорка: «Первый блин комом». На самом же деле это звучало как «Первый блин комАм», то есть медведям. И первоначально праздник назывался «комоедица» и только позднее стал Масленицей.
От стародавних времен, когда на праздник «комоедицы» для обряда гадания приводили молодых медведей, лазавших на столбы, остался гладкий высокий столб с закрепленными на верхушке призами. Раньше привязывали поросят, ягнят, кур, гусей. Что медведь выберет – то и принесет удачу племени в грядущем году. Гусь – значит, готовились к большой гусиной охоте, чтобы при перелете заготовить много гусиных полотков – половинок гусиной туши, подсоленных и копченых для длительного хранения. А звенящая медная бляшка с подвесками, закрепленная на выбранном медведем «призе», указывала, какой род будет главным в племени в наступающем году. И причин для спора не было – первопредок и царь всех зверей так указал: «Медведь все знает».
Память о новогоднем медведе и посейчас прорывается.
И Новый, 1700 год Петр I встречал с медведями.
И ритуальные схватки с медведями бытовали в православной Москве очень долго.
Позднее и до наших дней на столб стали лазать молодые мужики и парни, а на верхушке столба для самых сильных и ловких теперь закрепляются мешки с небольшими подарками или бумажка с названием приза, который победитель тут же получает.
Первое марта – день Ярилы. В этот день детишек посылали размести дорогу к колодцу, если снегом запорошило. Беременные с рассветом выходили на пригорок смотреть на восходящее солнце, которое давало силы выносить дитя. Бабки-повитухи вносили в избу полуденный снег. Им обтирались, чтобы рукам чистота вешняя передалась.
Интересная деталь. Пиво в те времена готовили раз в году, на Новый год. С первого затора (смесь солода, хмеля и дрожжей) сусло получалось густое, и пиво выходило самое лучшее, МАРТОВСКОЕ. В последующих заторах пиво было похуже.
Без весеннего праздника российские мужики все равно не смогли обойтись, и теперь 8 марта празднуют день, которого не знают в других странах. Кто-то по недоразумению называет его Женским днем. День, может, и женский, а праздник, несомненно, мужской. Кто празднику рад, тот с утра пьян. Ну, вы сами знаете…
Женитьба великого князя Московского Ивана III на византийской принцессе Pое Палеолог (на Руси крещенной Софьей) принесла нам осенний Новый год.
В XV и XVI веках Новый год – день летопровождения – в соответствии с определениями Никейского собора, праздновался 1 сентября. Этот день связан с полевыми работами, когда убирали урожай и ссыпали зерно в амбары.
С того времени и пошло наше «бабье лето», сопряженное с Новым годом. С 1 по 8 сентября по Юлианскому календарю начинались чисто женские работы. Лето считалось мужской страдой, первая неделя сентября – женской.
В конце августа со всей Московской Руси, в том числе из Вологды, устремлялись в Москву телеги и повозки крестьян, кибитки дворян, важно раскачивались на ухабах и рытвинах боярские рыдваны. Хоть раз в жизни подданные московского князя старались встретить Новый год в Москве, где проходили пышные торжества.
В Вологде в это время епископ торжественно давал благословение перед кафедральным собором. В последний вечер старого года родственники и гости собирались в доме старшего в роду. Гостей со всем вежеством усаживали за накрытые столы, угощали медами стоялыми, малиновой бражкой, кто мог себе позволить – и винами заморскими.
За неспешной беседой, за рассказами об урожае ждали полуночи. С полуночным выстрелом пушки собравшиеся обнимались, целовались троекратно, желали друг другу добра и мира.
Потом кое-кто гулял всю ночь, а большинство мужиков, приняв чарочку, отправлялось на боковую, чтобы с рассветом приняться за работу. Осенью у крестьянина дел невпроворот, а Русь издревле была страной крестьянской.
Дважды, по крайней мере, Иван Васильевич Грозный встречал Новый год в Вологде, своей опричной столице. И вологжане могли увидеть, как чудно одетые иноземцы устремлялись поздравить государя с праздником, как сам царь направляется в храм отстоять молебен.
7208 год от сотворения мира у нас праздновали дважды. Сначала, как было принято, 1 сентября, а потом согласно указу Петра I о реформе календаря день после 31 декабря 7208 года было велено считать днем 1 января 1700 года от Рождества Христова.
Зимний Новый год на Руси легко прижился, поскольку был давний обычай в конце декабря пересматривать съестные припасы в чуланах, клетях, ларях и погребах, прикидывая, сколько чего осталось, и как что сохранилось.
Для вологодских дворников и городовых это было действительно праздничное время! Они ходили по квартирам и домам «проздравлять приличных жильцов». Им на блюдечке выносились рюмка водки и полтинник или серебряный рубль, иногда – кулек со сладостями.
– За здоровье вашего благородия и всего семейства! – выпивалась рюмка, монета и кулек отправлялись в карман.
Владельцы магазинов, мастерских и фабрик отправлялись поздравлять чиновников; угадайте, кто кому вручал конверт с деньгами? Не забывали и полицейских чинов…
В конце XIX века в рождественские праздники в городе устраивались елки для детей в гимназиях, школах, во многих домах; благотворительные общества проводили елки для бедных детей.
Накануне Рождества крестьяне возили по улицам на санях елки и предлагали их всем желающим. Устраивались и елочные базары. Все газеты пестрели объявлениями о продаже елочных игрушек и украшений. В большинстве семей готовили самодельные елочные игрушки из бумаги, фольги и «золотили» орехи. Родители покупали к Рождеству подарки для детей: одежду, книги, игры, кукол и пр.
Кстати, в указе Петра I говорилось, чтобы «по знатным и проезжим улицам у ворот домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…»
Считается, что традиция новогодней ели пришла к нам с Запада.
Для большинства жителей России ель являлась непременным атрибутом зимних праздников. По причине вечнозеленого наряда она, как и другие хвойные деревья, считается символом жизни и началом повторяющегося годового цикла. Откуда идет зимняя традиция россиян украшать свои дома этими деревьями? В представлениях народов Севера некоторые еловые и сосновые рощи, а также отдельно стоящие деревья считались священными.
Ельнику, еловому лесу, у нас всегда придавалось особое значение. На Новгородчине и в западных районах Вологодской области на святках люди слушали, стоя среди елок, как в провалившейся под землю церкви поют певчие.
Именно в еловом чернолесье строились монашеские обители:
В православной служебной практике случалось, что ель заменяла храм.
Оптинский старец Зосима вырезал на большой ели крест, чтобы перед ним могли молиться келейницы.
Елки втыкали по бокам масленичных горок, на Троицу обводили овец вокруг установленной в кошаре елочки.
Издавна, еще от языческих времен, от поклонения огню-Сварожичу, сохранился обряд украшения ели зажженными свечами.
Как пишет П. Кампанелли «Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его».
В НЕМЕЦКОЙ Риге тогда жили русские торговые гости с Псковщины и Новгородчины. Немецкие славяне (лужичане, лужицкие сербы) принесли обычай наряжать елку на территорию нынешней Германии.
В XVI-XVIII веках обычай наряжать Рождественскую ель распространился по городам Ганзейского союза, по Германии, Швейцарии, Скандинавии. В 1521 году он отмечен в Эльзасе, между Шварцвальдом и Вогезами, где было много хвойных лесов.
Но рождественскую ель уже было не остановить…
В 1660 году в Пфальце (Германия) отмечен первый на Западе случай украшения рождественской ели свечами.
В 1741 году немецкие эмигранты принесли елку в Новый Свет.
В 1760 году немецкая принцесса Шарлота Мекленбургская, жена короля Георга III, впервые нарядила елку на Британских островах.
В конце 1840 годов эта мода привилась и в чиновничьей среде Петербурга, (рассказ Достоевского «Елка и свадьба», 1848 год).
Первая публичная елка в России была зажжена, как считается, в 1852 году на Екатерингофском вокзале Петербурге.
Точно так же и обычай Рождественского дерева был экзотическим и необычным для петербургского чиновничества и высшего света, в крестьянской же Руси дерево, благословенное Небесной Заступницей Руси, зеленая красавица ель, почиталась издавна, ставилась и украшалась на Рождество много-много веков…
Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём.
.
Придя к власти, большевики поначалу не очень жаловали новогоднюю елку, поскольку в их глазах она ассоциировалась с Рождеством и поповскими праздниками, с которыми новоявленная власть беспощадно боролась.
Вместо Рождественских да новогодних песен распевали:
«Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…
И не в шутку могли в тюрьму посадить того, кто детям елку поставил.
Самого товарища Троцкого выперли из партии, а потом и вовсе из страны, и когда он оказался среди мексиканских кактусов, в Советской России вернулись к празднованию Нового Года.
В декабре 1934 года в газете «Правда» было опубликовано письмо кандидата в члены политбюро Постышева, в котором он объяснил гражданам страны Советов, что праздник елки – это хорошо, и гневно заклеймил левых уклонистов, запрещавших этот замечательный праздник.
В январе 1935 года газеты вышли под заголовком: «С Новым Годом, товарищи!» С этого дня можно было безбоязненно устанавливать и украшать лесную красавицу, и радостно выпивать под поздравления ЦК, Верховного Совета и Совета Министров, озвученные голосом Юрия Левитана, а товарищ Сталин потеснил дедушку Мороза.
Однако выходным днем 1 января стал лишь в 1948 году.
С этого времени Новый год стал не только детским праздником,
Примерно с этого же времени возле елки появилась и Снегурочка.
Новогодняя елка 1955 года, Вологодский район. (Фото П. Сотникова, Красный Север.)
Вологда, одна из первых елок на площади Революции.
Вологда, детский сад, примерно 1957 год. (Зосимовская, 73)
…Менялись и еще не раз сменятся правители, но и в 20-е годы тайком приносилась домой елка, и в 40-е годы детишкам приносил подарки не товарищ Сталин, а добрый дедушка Мороз, и в горбачевскую антиалкогольную пору мы звенели бокалами шампанского, и когда на пыльных витринах пустых магазинов было шаром покати, мы все таки водружали на стол жаркое и селедку под шубой, и старательно нарезался неизменный тазик мясного салата, майонез для которого хранили по полгода…
Пройдут года, но дед Мороз все так же будет приносить детям подарки, всегда будет с нами этот праздник.
А после всех перетрясок вдобавок к нему мы заполучили еще целый букет новогодних праздников: православное Рождество 7 января, Старый Новый год с 13-го на 14-е января, Крещенье 19 января!
Здоровья вам!
Это ж сколько здоровья надобно, чтоб пережить эти праздники.
День города Калач-на-Дону
День города Калач-на-Дону в 2020 году отмечается 29 августа. Город был основан в 1708 году. Российский город в Волгоградской области, административный центр Калачевского района, находящийся в 85 километрах западнее Волгограда. День города традиционно отмечается ежегодно в последнюю субботу августа.
Город появился как казачья слобода Калач в 1708 году. С появлением названия хутора связано две версии. Наиболее вероятно, что оно произошло от географического термина «калач», что означает крутую извилину реки вокруг острова или полуострова. Именно такая извилина и была в хуторе до того, как появилось Цимлянское водохранилище.
Говорят также, что хутор мог получить свое название благодаря Петру Великому. Перегоняя флот из Воронежа в Азов, Петр I остановился здесь на некоторое время. Царя угощали всевозможными яствами, но более всего ему понравился калач, да так, что он велел в честь него хутор назвать.
Калач-на-Дону являлся одним из важнейших объектов обороны Сталинграда в рамках операции «Уран», 26 августа 1942 года город был захвачен немецко-фашистскими войсками, но после упорного натиска советской армии фашистские войска оставили город. Калач-на-Дону стал замыкающим элементом кольца, в которое попала шестая армия вермахта.
В 2010 году Калач-на-Дону получил почетное звание «Города воинской славы». Среди достопримечательностей города множество памятников, посвященных Великой Отечественной войне и Сталинградской битве, Калачевский краеведческий музей. Здесь родился русский живописец Валерий Кульченко, актриса Нина Незнамова, Герой СССР Виктор Суздальский.
Калач-на-Дону
Город воинской славы
В 2021 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены
Калач-на-Дону – российский город в Волгоградской области, административный центр Калачевского района, находящийся в 85 километрах западнее Волгограда. Город расположен в излучине Дона, на левом берегу Цимлянского водохранилища.
Город появился как казачья слобода Калач в 1708 году. С появлением названия хутора связано две версии. Наиболее вероятно, что оно произошло от географического термина «калач», что означает крутую извилину реки вокруг острова или полуострова. Именно такая извилина и была в хуторе до того, как появилось Цимлянское водохранилище. Говорят также, что хутор мог получить свое название благодаря Петру Великому. Перегоняя флот из Воронежа в Азов, Петр I остановился здесь на некоторое время. Царя угощали всевозможными яствами, но более всего ему понравился калач, да так, что он велел в честь него хутор назвать.
В середине 19 века здесь была построена первая железная дорога в Волгоградской области – Волго-донская железная дорога. В 1951 году хутор получил статус города и был переименован в Калач-на-Дону.
В 2010 году Калач-на-Дону получил почетное звание «Города воинской славы».
Среди достопримечательностей города множество памятников, посвященных Великой Отечественной войне и Сталинградской битве, Калачевский краеведческий музей.
Здесь родился русский живописец Валерий Кульченко, актриса театра Нина Незнамова, Герой Советского Союза Виктор Суздальский.
День города Калач-на-Дону отмечается в последние выходные августа.
Праздник, который всегда с нами…
В поселении, тысячу лет стоявшем на месте города Вологды, Масленицу праздновали на перекрестии нынешних улиц Кирова и Челюскинцев, где стоит церковь Власия Севастийского. Здесь наши предки поклонялись медведю – «дедушке», «старику», «батюшке», «волосатому», Волосу. Позднее на месте языческого капища поставили храм, посвященный его христианскому «двойнику» – Власию, который в глазах местного населения воспринял и функции «скотьего» бога.
Одним из названий медведя у нас было «кома» (привет от нынешних коми-зырян и коми-пермяков, сохранивших название своего тотема). Медведя-прародителя у нас почитали, и потому просыпающемуся хозяину тайги несли первый блин, отсюда – нынешняя трансформировавшаяся поговорка: «Первый блин комом». На самом же деле это звучало как «Первый блин комАм», то есть медведям. И первоначально праздник назывался «комоедица» и только позднее стал Масленицей.
От стародавних времен, когда на праздник «комоедицы» для обряда гадания приводили молодых медведей, лазавших на столбы, остался гладкий высокий столб с закрепленными на верхушке призами. Раньше привязывали поросят, ягнят, кур, гусей. Что медведь выберет – то и принесет удачу племени в грядущем году. Гусь – значит, готовились к большой гусиной охоте, чтобы при перелете заготовить много гусиных полотков – половинок гусиной туши, подсоленных и копченых для длительного хранения. А звенящая медная бляшка с подвесками, закрепленная на выбранном медведем «призе», указывала, какой род будет главным в племени в наступающем году. И причин для спора не было – первопредок и царь всех зверей так указал: «Медведь все знает».
Память о новогоднем медведе и посейчас прорывается.
И Новый, 1700 год Петр I встречал с медведями.
И ритуальные схватки с медведями бытовали в православной Москве очень долго.
Позднее и до наших дней на столб стали лазать молодые мужики и парни, а на верхушке столба для самых сильных и ловких теперь закрепляются мешки с небольшими подарками или бумажка с названием приза, который победитель тут же получает.
Первое марта – день Ярилы. В этот день детишек посылали размести дорогу к колодцу, если снегом запорошило. Беременные с рассветом выходили на пригорок смотреть на восходящее солнце, которое давало силы выносить дитя. Бабки-повитухи вносили в избу полуденный снег. Им обтирались, чтобы рукам чистота вешняя передалась.
Интересная деталь. Пиво в те времена готовили раз в году, на Новый год. С первого затора (смесь солода, хмеля и дрожжей) сусло получалось густое, и пиво выходило самое лучшее, МАРТОВСКОЕ. В последующих заторах пиво было похуже.
Без весеннего праздника российские мужики все равно не смогли обойтись, и теперь 8 марта празднуют день, которого не знают в других странах. Кто-то по недоразумению называет его Женским днем. День, может, и женский, а праздник, несомненно, мужской. Кто празднику рад, тот с утра пьян. Ну, вы сами знаете…
Женитьба великого князя Московского Ивана III на византийской принцессе Pое Палеолог (на Руси крещенной Софьей) принесла нам осенний Новый год.
В XV и XVI веках Новый год – день летопровождения – в соответствии с определениями Никейского собора, праздновался 1 сентября. Этот день связан с полевыми работами, когда убирали урожай и ссыпали зерно в амбары.
С того времени и пошло наше «бабье лето», сопряженное с Новым годом. С 1 по 8 сентября по Юлианскому календарю начинались чисто женские работы. Лето считалось мужской страдой, первая неделя сентября – женской.
В конце августа со всей Московской Руси, в том числе из Вологды, устремлялись в Москву телеги и повозки крестьян, кибитки дворян, важно раскачивались на ухабах и рытвинах боярские рыдваны. Хоть раз в жизни подданные московского князя старались встретить Новый год в Москве, где проходили пышные торжества.
В Вологде в это время епископ торжественно давал благословение перед кафедральным собором. В последний вечер старого года родственники и гости собирались в доме старшего в роду. Гостей со всем вежеством усаживали за накрытые столы, угощали медами стоялыми, малиновой бражкой, кто мог себе позволить – и винами заморскими.
За неспешной беседой, за рассказами об урожае ждали полуночи. С полуночным выстрелом пушки собравшиеся обнимались, целовались троекратно, желали друг другу добра и мира.
Потом кое-кто гулял всю ночь, а большинство мужиков, приняв чарочку, отправлялось на боковую, чтобы с рассветом приняться за работу. Осенью у крестьянина дел невпроворот, а Русь издревле была страной крестьянской.
Дважды, по крайней мере, Иван Васильевич Грозный встречал Новый год в Вологде, своей опричной столице. И вологжане могли увидеть, как чудно одетые иноземцы устремлялись поздравить государя с праздником, как сам царь направляется в храм отстоять молебен.
7208 год от сотворения мира у нас праздновали дважды. Сначала, как было принято, 1 сентября, а потом согласно указу Петра I о реформе календаря день после 31 декабря 7208 года было велено считать днем 1 января 1700 года от Рождества Христова.
Зимний Новый год на Руси легко прижился, поскольку был давний обычай в конце декабря пересматривать съестные припасы в чуланах, клетях, ларях и погребах, прикидывая, сколько чего осталось, и как что сохранилось.
Для вологодских дворников и городовых это было действительно праздничное время! Они ходили по квартирам и домам «проздравлять приличных жильцов». Им на блюдечке выносились рюмка водки и полтинник или серебряный рубль, иногда – кулек со сладостями.
– За здоровье вашего благородия и всего семейства! – выпивалась рюмка, монета и кулек отправлялись в карман.
Владельцы магазинов, мастерских и фабрик отправлялись поздравлять чиновников; угадайте, кто кому вручал конверт с деньгами? Не забывали и полицейских чинов…
В конце XIX века в рождественские праздники в городе устраивались елки для детей в гимназиях, школах, во многих домах; благотворительные общества проводили елки для бедных детей.
Накануне Рождества крестьяне возили по улицам на санях елки и предлагали их всем желающим. Устраивались и елочные базары. Все газеты пестрели объявлениями о продаже елочных игрушек и украшений. В большинстве семей готовили самодельные елочные игрушки из бумаги, фольги и «золотили» орехи. Родители покупали к Рождеству подарки для детей: одежду, книги, игры, кукол и пр.
Кстати, в указе Петра I говорилось, чтобы «по знатным и проезжим улицам у ворот домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…»
Считается, что традиция новогодней ели пришла к нам с Запада.
Для большинства жителей России ель являлась непременным атрибутом зимних праздников. По причине вечнозеленого наряда она, как и другие хвойные деревья, считается символом жизни и началом повторяющегося годового цикла. Откуда идет зимняя традиция россиян украшать свои дома этими деревьями? В представлениях народов Севера некоторые еловые и сосновые рощи, а также отдельно стоящие деревья считались священными.
Ельнику, еловому лесу, у нас всегда придавалось особое значение. На Новгородчине и в западных районах Вологодской области на святках люди слушали, стоя среди елок, как в провалившейся под землю церкви поют певчие.
Именно в еловом чернолесье строились монашеские обители:
В православной служебной практике случалось, что ель заменяла храм.
Оптинский старец Зосима вырезал на большой ели крест, чтобы перед ним могли молиться келейницы.
Елки втыкали по бокам масленичных горок, на Троицу обводили овец вокруг установленной в кошаре елочки.
Издавна, еще от языческих времен, от поклонения огню-Сварожичу, сохранился обряд украшения ели зажженными свечами.
Как пишет П. Кампанелли «Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его».
В НЕМЕЦКОЙ Риге тогда жили русские торговые гости с Псковщины и Новгородчины. Немецкие славяне (лужичане, лужицкие сербы) принесли обычай наряжать елку на территорию нынешней Германии.
В XVI-XVIII веках обычай наряжать Рождественскую ель распространился по городам Ганзейского союза, по Германии, Швейцарии, Скандинавии. В 1521 году он отмечен в Эльзасе, между Шварцвальдом и Вогезами, где было много хвойных лесов.
Но рождественскую ель уже было не остановить…
В 1660 году в Пфальце (Германия) отмечен первый на Западе случай украшения рождественской ели свечами.
В 1741 году немецкие эмигранты принесли елку в Новый Свет.
В 1760 году немецкая принцесса Шарлота Мекленбургская, жена короля Георга III, впервые нарядила елку на Британских островах.
В конце 1840 годов эта мода привилась и в чиновничьей среде Петербурга, (рассказ Достоевского «Елка и свадьба», 1848 год).
Первая публичная елка в России была зажжена, как считается, в 1852 году на Екатерингофском вокзале Петербурге.
Точно так же и обычай Рождественского дерева был экзотическим и необычным для петербургского чиновничества и высшего света, в крестьянской же Руси дерево, благословенное Небесной Заступницей Руси, зеленая красавица ель, почиталась издавна, ставилась и украшалась на Рождество много-много веков…
Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём.
.
Придя к власти, большевики поначалу не очень жаловали новогоднюю елку, поскольку в их глазах она ассоциировалась с Рождеством и поповскими праздниками, с которыми новоявленная власть беспощадно боролась.
Вместо Рождественских да новогодних песен распевали:
«Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…
И не в шутку могли в тюрьму посадить того, кто детям елку поставил.
Самого товарища Троцкого выперли из партии, а потом и вовсе из страны, и когда он оказался среди мексиканских кактусов, в Советской России вернулись к празднованию Нового Года.
В декабре 1934 года в газете «Правда» было опубликовано письмо кандидата в члены политбюро Постышева, в котором он объяснил гражданам страны Советов, что праздник елки – это хорошо, и гневно заклеймил левых уклонистов, запрещавших этот замечательный праздник.
В январе 1935 года газеты вышли под заголовком: «С Новым Годом, товарищи!» С этого дня можно было безбоязненно устанавливать и украшать лесную красавицу, и радостно выпивать под поздравления ЦК, Верховного Совета и Совета Министров, озвученные голосом Юрия Левитана, а товарищ Сталин потеснил дедушку Мороза.
Однако выходным днем 1 января стал лишь в 1948 году.
С этого времени Новый год стал не только детским праздником,
Примерно с этого же времени возле елки появилась и Снегурочка.
Новогодняя елка 1955 года, Вологодский район. (Фото П. Сотникова, Красный Север.)
Вологда, одна из первых елок на площади Революции.
Вологда, детский сад, примерно 1957 год. (Зосимовская, 73)
…Менялись и еще не раз сменятся правители, но и в 20-е годы тайком приносилась домой елка, и в 40-е годы детишкам приносил подарки не товарищ Сталин, а добрый дедушка Мороз, и в горбачевскую антиалкогольную пору мы звенели бокалами шампанского, и когда на пыльных витринах пустых магазинов было шаром покати, мы все таки водружали на стол жаркое и селедку под шубой, и старательно нарезался неизменный тазик мясного салата, майонез для которого хранили по полгода…
Пройдут года, но дед Мороз все так же будет приносить детям подарки, всегда будет с нами этот праздник.
А после всех перетрясок вдобавок к нему мы заполучили еще целый букет новогодних праздников: православное Рождество 7 января, Старый Новый год с 13-го на 14-е января, Крещенье 19 января!
Здоровья вам!
Это ж сколько здоровья надобно, чтоб пережить эти праздники.
Праздник калача
Один из самобытных «собственных» праздников Мурома посвящён калачу. Впервые он был организован 4 августа 2012 г. в рамках празднования 1150-летия Мурома. С тех пор он проводится ежегодно в начале августа и приурочивается ко Дню города.
Муром издавна славился не только своими оружейниками и кузнецами, но и пекарями-калачниками. Считается, что город на Оке – и есть родина калача. Изготовление калача в Муроме началось еще в XIV в. и пришло от татарских хлебопёков. Слово «калач» означает аппетитный (с татарского, буквально – «будь голоден!», что выражало высокую степень аппетита). Развитие торговли в средние века способствовало закреплению производства калачей в Муроме.
Изображение трёх крупитчатых калачей на гербе города связывают с преданием, что калачами угощали даже императрицу Екатерину II, когда она была проездом в Муроме, а позже – Павла I. Императорские особы очень высоко отозвались о вкусовых качествах калачей, изготовляемых по особому рецепту.
Муромский калач делали из ситного теста (пропущенного через сито, а не решето). Чтобы достичь пористости теста – главной особенности муромского калача, – его долго мяли («тёрли») руками по льду, благодаря чему не испарялся содержащийся в нём углекислый газ, и изделие получалось скважистым, упругим. Отсюда выражение – «тёртый калач», в отношении того, кого жизнь потрепала, кто имеет большой жизненный опыт и может найти выход из любой сложной ситуации. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним хрустящей «губы» и поддерживающей их «ручки» (как раньше говорили, «перевясла»). Характерно, что части отличаются нюансами вкуса, так как, имея разный объем и форму, они по-разному пропекаются.
Не удивительно, что калач стал практически символом Мурома, и каждый приехавший гость считает своим долгом попробовать калач местного приготовления и даже прихватить его с собой как муромский сувенир. В 2012 г. в первый Праздник калача в самом центре Мурома (рядом с рестораном «Дворянский клуб») поставили необычный памятник – 100-килограммовый керамический калач! Он подогревается, температура поддерживается на уровне 35 градусов, поэтому даже в морозные дни гости города могут потрогать тёплый муромский хлеб. Обещают, что после установки специальных распылителей керамический калач ещё и будет пахнуть свежеиспечённым хлебом! К открытию этого памятника хлебопёки города испекли самый большой муромский калач, который состоял из 1150 маленьких калачиков. Их раздавали всем желающим.
В Праздник калача на сцене у городского рынка разыгрывается театрализованное представление: приезд самой императрицы Екатерины II, по указу которой на гербе Мурома и появились три калача. Предлагается анимационная программа для взрослых и детей. Все желающие смогут изготовить калач собственноручно на мастер-классе по выпечке, а потом – принять участие в конкурсе на самое быстрое поедание муромских калачей. Конечно, будет работать «Калачный ряд» – ярмарка хлебобулочных изделий, где у покупателей глаза разбегаются: калачи на любой вкус и размер! Одним из организаторов Праздника калача стал музей «Хлебная горница», где можно не только приобрести разнообразные калачи, но и приготовить их своими руками.
Так что поговорка – «калачом не заманишь» – это не про Муром! А сюда как раз и съезжаются тысячи туристов, чтобы увидеть красивейший былинный город, родину Ильи Муромца и княжескую вотчину Петра и Февронии, поклониться святыням в старинных монастырях – Спасском, Благовещенском и Троицком, полюбоваться на храмы XVI в. – Козьмы и Демьяна, Николо-Набережного и, конечно, – отведать вкусного и ароматного муромского калача.
Сценарий тематического дня «Праздник русского калача»
Ирина Чадайкина
Сценарий тематического дня «Праздник русского калача»
Задачи:
-знакомство с традиционным русским блюдом;
-обогатить словарный запас дошкольников, упорядочить их знания о традиционном народном блюде – калач;
— пробуждать любовь и уважение к своей стране, своему народу, к народным играм и традициям, поощрять желание детей узнавать больше о традициях, поддерживать детскую инициативу, их радостное настроение от встречи друг с другом;
— поощрять детское взаимодействие, коммуникацию, побуждать к активной игровой деятельности.
Примерный вариант тематического дня.
С утра группа оформлена в стиле русской избы. Звучат напевы, наигрыши русской народной музыки. Педагог наблюдает за реакцией детей, входящих в обновленную группу. Замечают ли они новые «старые» предметы быта, картины, иллюстрации из жизни русского народа в далеком прошлом.
-У нас сегодня в группе необычно?
-Знакомы вам, эти, появившиеся, предметы? (рассматривание предметов старины и уточнение их назначения: чугунок – в нем готовили, как сейчас в кастрюлях, сундук – в нем хранили одежду, как сейчас в шкафах и т. п., (со старшими дошкольниками рассматривание 6-8 предметов, с младшими дошкольниками рассматриваем 1-2 предмета).
Подберите песенки, частушки, где речь идет о калачах.
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Сторожила калачи.
— Какие блюда готовили в старину наши прабабушки и прадедушки? Готовятся сейчас калачи в вашей семье?
КАЛАЧ – старейший вид белого хлеба в России. Вообще, калачом назывался любой круглый белый хлеб в форме замка с дужкой.
Калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим, либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили «дошел до ручки». И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Просмотр видео, как в старину пекли калачи.
Замесите совместно тесто для калачей. Налепите калачи и относите на кухню попросите поваров выпечь калачи.
В первую половину дня с детьми организуйте чтение потешек, загадок, пальчиковые игры, касающиеся калача.
Для старших дошкольников:
Один пирог два раза не… (съешь)
Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)
• Живая душа калачика чает.
• Хорошо для друга калач купить: не полюбится, так сам съешь.
• Нам и калач – угощение, ведь – импортозамещение.
• Не терт, не мят, не будет калач.
• И калина с калачом ему нипочем.
• Его и калачом сюда не заманишь.
• Ешь калачи, да поменьше лепечи.
• Калач хлебу не замена.
• Калачик – сестрица, а ржануха – родной братец.
• Калачом только брюхо раздразнишь.
Также в первую половину дня предложить детям рассматривание иллюстраций с калачами.
Во вторую половину дня воспитатель, одетый в русский народный костюм, приглашает детей после тихого часа в группу, оформленную под русскую избу. На стульчиках детей развешаны сарафаны, рубахи, пояса сшитые по эскизам костюмов народа, проживающего в Алтайском крае.
— Знакомы ли вам эти предметы, костюмы?
Примерьте наряды, полюбуйтесь на себя, рассмотрите детали одежды.
-Вы уже догадались, что у нас необычный полдник?
— Устроим настоящий праздник в костюмах, с играми и угощениями!
-На нашем празднике много калачей. Мы с вами, завели тесто, налепили калачи, а испекли их наши повара! Будем пробовать, да хвалить! Кушать и наслаждаться!
Какой традиционный праздник без игр и хороводов? Время подвигаться, порезвиться, посостязаться в силе, ловкости, да смекалке. И мы сейчас с вами поиграем.
Варианты народных игр, которые могут использоваться во время праздника
Игра «Дядюшка Трифон».
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий.Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
Они не пили, не ели,
Друг на друга все смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, по мнению водящего, занимает его место. При повторении игры, дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Дети становятся в круг, при этом держась за ленточки привязанные к обручу. Воспитатель стоит в цетре обруча, держа его. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки,которую напевает взрослый:
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Вот и кончилась игра.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.
Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры, одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.
«Праздник русского платка на Масленице» (фотоотчет) 22 февраля у нас в детском саду прошел праздник русского платка. К этому мероприятию готовился весь детский сад, приняли участие дети всех.
Фотоотчет «Праздник русского калача» Праздник «Русского калача» Ежегодно в нашем детском саду проводятся такие праздники как «Осенины», «Сороки», «Колядки», «Масленица»,»Русский.
Фотоотчёт о проведении тематического дня под названием «Праздник-проказник, или День смеха» 1 апреля – это день шуток, веселья и смеха! Это повод лишний раз порадоваться жизни, поиграть, повеселиться и встретить весну с чудесным.
Фотоотчёт «Праздник русского валенка для старших и подготовительных групп» Фотоотчёт «Праздник русского валенка для старших и подготовительных групп» Знакомство дошкольников с русской культурой, историей, традициями.
«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе Предлагаю еще один конспект урока русского языка с презентацией, который рекомендуется провести в феврале во 2 классе. Образовательно-развивающие.
Праздник русского платка на Масленице Праздник русского платка на Масленице (для детей подготовительной к школе группы) Под музыку дети входят в зал, рассаживаются на места.
Праздник «Сороки» в горнице музея «Комната русского быта» Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица (директор Е. М. Маслова,.
Сценарий тематического дня в младшей группе «День матери» Цель: Формировать доброжелательное отношение детей к близким людям. Задачи: Воспитывать уважение и любовь к матери. Дать детям представление.