Меню

праздник как социальное явление функции праздника

Праздник как социально-культурный феномен.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Праздник (по Д. Генкину) – особое многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом, он выступает как первичная форма человеческой культуры, являясь частью социальной жизни общества; праздник включает ситуацию каждого отельного человека.

В атмосфере праздника человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Осуществляется непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей. Праздник — это еще и проявление всех форм и видов культуры коллектива, включая принятые формы поведения, исполнение известных песен и т. д.

Значительные события и даты традиционного праздничного календаря всегда отмечались трояко: собирались дома, в кругу семьи, показывая сплоченность рода; обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к высокой духовности; выходили на улицу, «в народ», тем самым подчеркивая единство социума. Таким образом, все три части были направлены на осуществление древнейшей философии праздника, выраженной в солидарности, общем устремлении, преображении себя и мира, приобщении к непреходящим ценностям.

Современная праздничная культура — сложная полифункциональная система. Ее функции — это функции коллективного поведения и общения человека, направленного действия, и поэтому трудно выстроить их единый, универсальный ряд, сложно выделить среди них ведущие. Хотя думается, что основоопределяющими следует назвать информационно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные, социально-организующие, художественно-эстетические и воспитательно-просветительские функции праздничной культуры социализма. Через эти и многие другие функции праздничная культура предстает как важное социально-общественное явление жизни, составная часть социалистической культуры в целом, как устойчивый способ общественного поведения, ценностного ориентирования, эмоциональной разрядки, эстетического переживания.

Некогда скромный по масштабу цикл первых революционных праздников «красного календаря» сегодня выкристаллизовался в широкую систему массовых всенародных праздников и торжеств. Созданные за десятилетия социалистического строительства, они способствовали и способствуют преодолению и постепенному вытеснению религиозной праздничной обрядности, ее влияния прежде всего на определенную группу семейно-бытовых праздничных обрядов, воспитывают коммунистическое мировоззрение у трудящихся масс, помогают отказаться от отживающих традиций и обычаев. Праздничная культура социализма «обслуживает» все классы общества, его группы и прослойки.

Праздники общественно-политические, революционные и комсомольские, торжества в честь эпохальных исторических событий, чествование выдающихся гениев человечества, праздники города, улицы, двора, рабочих профессий и семейно-бытовых событий, празднества природного цикла — все это звенья единой цепи праздничной культуры. Разветвленную систему праздников можно подразделить на ряд групп, важнейшие из которых следующие: общегосударственные праздники, трудовые (рабочих профессий, «отраслевые»), воинские, молодежные, семейно-бытовые, наконец, праздники, посвященные различным природно-временным циклам года.

Источник

ПРАЗДНИК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФОРМА МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Праздник – это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо (А.И.Пигалев). Факторы, детерминирующие потребность в празднике, связаны и с определенными ритмическими явлениями жизни – природные циклы, этапы развития организации, события индивидуальной жизнедеятельности. Праздник знаменует (позиционирует, манифестирует) выдающиеся события в пределах обычного времени. Участие в нем включает субъекта в атмосферу радости и веселья, беззаботности и щедрости. Участник праздника – коллективный субъект, объединенный совместным действием и переживанием.

Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности. Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов. Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен общесоциального и культурного характера, ибо все это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

Феномен праздника глубже раскрывает свою сущность в соотношении с такими понятиями как «ритуал», «обряд», «обычай», «церемония». Ритуал выступает родовым понятием по отношению к празднику, который можно представить как концентрацию ритуального действия. С точки зрения своей социально–психологической роли ритуал способствует катарсису, дает возможность символического, социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Обряд образует каркас праздника, оформляет его, консервируя социальный опыт, предполагая точное соблюдение четкой последовательности ритуальных действий. В то же время праздничное пространство открыто для инноваций, обновления, отклонения от общепринятых норм повседневности. Всякий праздник соотнесен с пространством и временем, он участвует в конституировании самого феномена времени и совместного пространства жизнедеятельности.

Социально–культурная сущность праздника раскрывается через его функции. Функции праздника выражаются в его способности закреплять и стимулировать универсальные формы и способы жизнедеятельности человека и общества, утверждать отобранные историческим опытом наиболее приемлемые по своей социальной значимости и последствиям средства оптимизации коллективной жизни людей. Функции праздника по преимуществу социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют формы индивидуальной активности человека в его социальном окружении. Праздник играет роль катализатора социального обмена, он создает и расширяет социальные связи, помогает обрести ил сконструировать новую социальную идентичность, участвует в обеспечении преемственности форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности среде проживания, стимулирует ее заинтересованность в приемлемых для общества формах самореализации.

Праздник выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Он способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции. Праздничное действо способствует также эстетизации материально–пространственной среды обитания коллектива.

В современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, развивается индустрия «праздничной символики», усиливается утилитарный характер празднования – и, прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров. Маркетинговая нагрузка на праздник изменила не только его формы и содержание, но и сам алгоритм организации. Теперь его инициаторы должны, прежде всего, осуществить анализ ресурсов и проблем тех социальных сил, которые заинтересованы в его проведении (это могут быть государственные органы, коммерческий сектор, население, СМИ).

При этом праздник может включать различные эпизоды с доминирующей целевой установкой – цели могут быть рекламные, воспитательные, фандрайзинговые (привлечение средств для реализации социально–значимых идей и проектов) или просто зрелищно–развлекательные. Цели и тема праздника определяются проблемами и ресурсами – его инициатора, спонсоров, участников.

Успех праздника во многом определяет проектное обоснование основных событий и ритуала, которые должны вызвать интерес у аудитории (участников, зрителей, гостей), спонсоров, СМИ. Событийная основа праздника выстраивается на базе соответствующих ресурсов. Если их нет, то акция превращается в формальное действо, лишенное праздничных атрибутов и сущностных функций данного социально–культурного феномена. Основные события могут включать игровые формы коммуникации, карнавальное театрализованное шествие[371], концерт, эстафету и т.д. Главное событие праздника – его основной ритуал, который может проектироваться на базе соответствующих ресурсов. Процедура закрытия нередко обеспечивает самое яркое впечатление. Здесь могут быть использованы ритуалы гашения огня, спуск флага и т.д.

Проектное обоснование праздника предполагает разработку программы участия всех категорий в праздничном действии. Для активизации участников и решения маркетинговых задач (в том числе и финансовых проблем) необходимо запланировать мероприятия в соответствии с интересами и потребностями наиболее значительных сегментов аудитории праздника. Заинтересованность участников обеспечивается путем определения возможных выгод для всех целевых сегментов праздника – аудитории, спонсоров, власти и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в рамках маркетинговой политики эпизодическая праздничная акция не имеет особого смысла – необходима система праздников, т.е. праздничный календарь, состав которого будет сформирован в соответствии с основным ресурсами организации и определенным ритмом ее развития.

Источник

Предмет: История и теория праздничной культуры

Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация. 1

2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции. 4

4. Олимпийские игры и систем спортивных игр в древней Греции. 5

5. Праздники древнего Рима эпохи Империализма: Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры их характеристики. 7

6. Праздники Французского королевского двора, дворянские праздники. 9

7. Цеховые праздники эпохи средневековья. 9

8. Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков. 10

9. Праздники периодов Французской буржуазной революции. 12

10. Праздничная культура России 10-17 веков. Виды праздников. Скоморошество. 13

11. Реформа Петра 1 в праздничной культуре. Петровские ассамблеи, маскарады, государственные праздники. 15

12. Гуляния и ярмарки середины 19 века. Формы народной праздничной культуры. 16

13. Государственные праздники России 20 века: праздник пролетарской солидарности, праздник независимости России, день конституции. 18

14. Государственные праздники России: Красной Армии, военно-морского флота, день защитника отечества, день победы. 19

15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники. 21

16. Профессионально-трудовые праздники. 24

17. Личностно-трудовые праздники. 25

18.Семейно-бытовые праздники. Культура обряда имянаречения. 26

19. Семейно-бытовые праздники. Культура свадебной обрядности. 27

20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья. 31

21. История и особенности режиссуры спортивных праздников. 32

22. Народные и религиозные праздники России 20 века: масленица, день Ивана Купала, Рождество Христово, пасха, троица. 34

23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система. 39

Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.

Праздники и другие развлечения появились еще в первобытнообщинном строе. Именно тогда люди поняли, что необходимо менять свои занятия, чтобы те не наскучили. Праздники уже тогда помогали человеку вернуть радость жизни, наладить позитивное мышление. Они помогают людям создать культурную идентичность, так как именно праздничные события могут сближать даже целые народы. Такие события заставляют вспомнить главные события в жизни, так как все прошлые образы в моменты празднования наполняются красками и свежими эмоциями. Даже в наши дни любому человеку приятно получить поздравления с Новым годом на сайте социальных сетей или другие поздравления. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развлечения являются самыми древними антидепрессантами. Этот феномен заметили уже давно, но только в наши дни ученые пытаются найти логическое объяснение такому влиянию праздника на психическое и даже физическое состояние человека. Врачи пытаются использовать эти сведения для лечения некоторых пациентов, для которых все лечение сводиться к улыбкам и отличному настроению.

1) торжественное обновление жизни;

2) коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров),

h

5) идеологическое и нравственное воспитание,

6) целостная функция, включающая в себя все предыдущие и поэтому утрачивающая роль определения

7) идеологическая, 8) воспитательная,

9) художественно-эстетическая, 10) информативно-коммуникативная,

11) интегративная, 12) игровая

КлассификацияВ календарь праздников входят международные праздники, официальные государственные праздники, неофициальные и личные праздники, а также профессиональные и религиозные. Наибольшее количество праздников – это международные. Они отличаются различной степенью значимости и популярности и имеют в разных странах свой приоритет.

В России самые известные международные праздники – это: Международный женский день 8 марта, 1 июня, когда отмечают День защиты детей, а также 1 октября – День пожилых людей.

Профессиональные праздники по своей популярности в России стоят на втором месте: одни из них хорошо известны, другие отмечаются в узком кругу тех, кто имеет к ним отношение. Самые известные: 12 апреля (после полета Ю.А. Гагарина отмечается как День космонавтики), День радио празднуется 7 мая, наши блюстители порядка отмечают День милиции 10 ноября.

Личные праздники – это, разумеется, дни рождения, дни свадеб и прочие даты, которые касаются отдельной группы людей. Любой, кто испытывает недостаток в количестве официальных праздников, может создать свои личные и праздновать их столько, сколько пожелает душа.

Государственные праздники Российской Федерации могут быть официальными и являться выходными днями (День Победы – это 9 мая или День России – это 12 июня), также официальными и рабочими днями (Татьянин день – приходится на 25 января). Но, пожалуй, особо любимыми являются неофициальные праздники, которые устанавливает народ (например, Старый новый год – 14 января).

Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков.

Пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене

Октоберфест – крупнейшее народное гуляние в мире, праздник пива, кренделей, жареных цыплят и аттракционов. Впервые Октоберфест в Германии отмечали 12 октября 1810 г. В этот день состоялась свадьба принца Людвига и принцессы Терезы Саксонской. В честь бракосочетания устроили народные гуляния, на которые пригласили всех мюнхенских граждан.

Место, где проходили празднования, названо в честь невесты Терезиным лугом. Люди повеселились на славу, и Людвиг I распорядился праздновать Октоберфест каждый год. Эта традиция прочно укрепилась и за 200 лет прерывалась только во время войн и эпидемий холеры в 1854 г. и в 1873 г.

Октоберфест проходит в центре Мюнхена на площади луг Терезы, расположенной недалеко от Главного вокзала.

Сербский Мокрин – пасхальные яичные бои

Одна из пасхальных традиций – это “яичные бои” как у католиков, так и у православных. К яичным боям в сербской деревне Мокрин (провинция Воеводина) власти относятся крайне серьезно и называют их не иначе как чемпионатом мира. При желании и вы можете стать одним из 10 тысяч участников соревнования, среди которых иногда встречаются даже представители высших чинов.

Русский раёк

Когда-то русский раек (раёк) являлся своего рода народным «кинотеатром» на открытом воздухе, в котором показывали неподвижные, но все же сменяющие друг друга картинки. Потешные панорамы занимались благородным делом — просвещением и информацией неграмотного народа, исполняли роль устной газеты, таким образом помогая зрителям знать об основных событиях в мире. Ну а раешник — это рассказчик, показывающий свой раёк.

Раёк был весьма популярным способом развлечения во время народных гуляний в течение всего XIX века. Он состоял из небольшого ящика, в передней стенке которого были проделаны отверстия (отверстия часто снабжались увеличительными стёклами), внутри перематывалась с одного валика на другой длинная полоса определённой длины с нарисованными изображениями. Зрители наблюдали картинки сквозь отверстия, а раешник передвигал изображения и комментировал их. Первоначально в райке «крутили» картинки только религиозного содержания, например, об ангелах, о жизни Адама и Евы в раю, откуда и пошло название панорамы. Позднее картинки в райке были самого разнообразного содержания: про богатырей (например, Илья Муромец и Микула Селянинович), государственных деятелей и знаменитых людях (Наполеон, Суворов, Степан Разин); демонстрировали батальные сцены, в которых славились победы русских воинов; обзорные панорамы (Петербург, Италия, Франция, Германия); исторические события; «уроды» и карлики; моды того времени и многое другое.

Собирая своими прибаутками и скороговорками зрителей, раешник просил по копейке «с рыла» за возможность посмотреть на его картинки. Раешник усиленно развлекал публику, рассказывая содержание картинок очень остроумно, смешно, хотя и весьма примитивно. Вот, например, что рассказывал раешник, показывая картинки из заграничной жизни:

Раёк был непременным участником всех больших ярмарок и праздничных гуляний в городах России XIX века.

Верхний ярус театра (галёрка) тоже когда-то назывался райком. В старину на ярмарках громко кричал и другой раешник (не владелец райка) — дед-раешник, или балаганный дед. Дед-раешник стоял перед балаганом на специальном возвышении — балконе, который назывался раус, и зазывал публику на балаганное представление.

Балаган

Балаган (от персидского «балахане» — верхняя комната) в дни ярмарок вначале был торговым помещением, позднее, в середине XVIII века, он стал специально возводиться для театрализованных представлений, которые можно сравнить с цирковыми. В XIX веке основшым материалом для балаганов были доски, крыша де­лалась из мешковины или брезента. Внутри балаган были сцена и зрительный зал, в котором были на первые, вторые и стоячие места. Перед балаганом имелся балкон, с которого дед-раешник приглашал публику прийти на представление.

В балагане показывали все то, что можно считать зачатками современного цирка, например, «игру оркестра во чреве кита»; представляли свои номера карлики и великаны, силачи и акробаты, жонглёры, танцоры, фокусники, кукольники.

В конце XVIII века в балаганах разыгрывались инсценировки рыцарских романов, «арлекинады» со многими сценическими эффектами: полётами, провалами («смертельными» падениями), превращениями (фокусами). Во время Крымской войны в балаганах показывались пантомимы с батальными сценами и схватками, устраивали взрывы, пожары, для чего использовали специальные машины и пиротехнику.

Июня

День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.

Сейчас День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

День Конституции

12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Россиийской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.

Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Со времени первого принятия Конституции в документ был внесен ряд поправок, из которых одними из последних являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года).

В конце 90-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР, принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

День Красной Армии

18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.

21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!»

23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск». Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.

С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота.

День защитника Отечества — праздник, отмечаемый 23 февраля в России, Белоруссии, на Украине, в Киргизии и Приднестровье. Был установлен в СССР в 1922 году как День Красной армии и Флота. С 1949 до 1993 г. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота». После распада СССР праздник также продолжают отмечать в ряде стран СНГ. В настоящее время праздник отмечается как День защитника Отечества в соответствии с Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 год).

24 марта 2006 года Госдума постановила исключить из официального описания праздника в законе слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)», а также изложить в единственном числе понятие «защитник».

С 2002 года по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днём.

Сегодня 23 февраля в России является неформальным народным праздником мужчин, который празднуется как коллегами в своих коллективах, так и в семьях, и носит массовый характер. В этот день поздравляют также и женщин — ветеранов Великой Отечественной войны, женщин — военнослужащих.

По мнению многих историков, в том числе Андрея Зубова, доктора исторических наук, профессора, преподавателя МГИМО и Российского православного института, «23 февраля большевики не победили немцев, а капитулировали перед ними. В 1938 году была выпущена медаль „20 лет РККА“, и так родился очередной советский миф — день Красной армии. Хотя очевидно, что даже сторонникам советской власти праздновать тут нечего — в этот день большевики никого не победили. Эта абсолютно надуманная дата заменила настоящие русские воинские праздники: Георгиевский день (9 декабря — память освящения церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве и учреждения боевого ордена св. Георгия в 1769 г.) — праздник Русской армии, и день апостола Андрея Первозванного (13 декабря) — праздник Русского военно-морского флота.»

День Победы — праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Отмечается 9 мая. Введён в 1945 году, однако с 1948 года являлся рабочим днём.

Впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия, уже при Брежневе. В том же юбилейном 1965 году День Победы снова стал нерабочим.

В период существования СССР военныe парады на Красной площади 9 мая были в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы..

Также, c шестидесятых годов своеобразные военные парады 9 мая стали проводиться во многих городах СССР. В этот день воинские части и военные училища маршем проходили по улицам городов к военным мемориалам или памятникам погибшим воинам, где проводились митинги и возложения цветов.

В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Масленица.

народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику», см. раздел Аналоги Масленицы в др. странах). В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.

Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[23], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[24]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми[25].

Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика».

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»

День Ивана Купала

Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Рождество Христово(в Русской православной церкви Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря.

В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.

Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Пасха также — Воскресение Христово— древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация. 1

2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции. 4

Источник

Праздник как социально-культурный феномен.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Праздник (по Д. Генкину) – особое многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом, он выступает как первичная форма человеческой культуры, являясь частью социальной жизни общества; праздник включает ситуацию каждого отельного человека.

В атмосфере праздника человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Осуществляется непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей. Праздник — это еще и проявление всех форм и видов культуры коллектива, включая принятые формы поведения, исполнение известных песен и т. д.

Значительные события и даты традиционного праздничного календаря всегда отмечались трояко: собирались дома, в кругу семьи, показывая сплоченность рода; обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к высокой духовности; выходили на улицу, «в народ», тем самым подчеркивая единство социума. Таким образом, все три части были направлены на осуществление древнейшей философии праздника, выраженной в солидарности, общем устремлении, преображении себя и мира, приобщении к непреходящим ценностям.

Современная праздничная культура — сложная полифункциональная система. Ее функции — это функции коллективного поведения и общения человека, направленного действия, и поэтому трудно выстроить их единый, универсальный ряд, сложно выделить среди них ведущие. Хотя думается, что основоопределяющими следует назвать информационно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные, социально-организующие, художественно-эстетические и воспитательно-просветительские функции праздничной культуры социализма. Через эти и многие другие функции праздничная культура предстает как важное социально-общественное явление жизни, составная часть социалистической культуры в целом, как устойчивый способ общественного поведения, ценностного ориентирования, эмоциональной разрядки, эстетического переживания.

Некогда скромный по масштабу цикл первых революционных праздников «красного календаря» сегодня выкристаллизовался в широкую систему массовых всенародных праздников и торжеств. Созданные за десятилетия социалистического строительства, они способствовали и способствуют преодолению и постепенному вытеснению религиозной праздничной обрядности, ее влияния прежде всего на определенную группу семейно-бытовых праздничных обрядов, воспитывают коммунистическое мировоззрение у трудящихся масс, помогают отказаться от отживающих традиций и обычаев. Праздничная культура социализма «обслуживает» все классы общества, его группы и прослойки.

Праздники общественно-политические, революционные и комсомольские, торжества в честь эпохальных исторических событий, чествование выдающихся гениев человечества, праздники города, улицы, двора, рабочих профессий и семейно-бытовых событий, празднества природного цикла — все это звенья единой цепи праздничной культуры. Разветвленную систему праздников можно подразделить на ряд групп, важнейшие из которых следующие: общегосударственные праздники, трудовые (рабочих профессий, «отраслевые»), воинские, молодежные, семейно-бытовые, наконец, праздники, посвященные различным природно-временным циклам года.

Источник

ПРАЗДНИК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФОРМА МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Праздник – это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо (А.И.Пигалев). Факторы, детерминирующие потребность в празднике, связаны и с определенными ритмическими явлениями жизни – природные циклы, этапы развития организации, события индивидуальной жизнедеятельности. Праздник знаменует (позиционирует, манифестирует) выдающиеся события в пределах обычного времени. Участие в нем включает субъекта в атмосферу радости и веселья, беззаботности и щедрости. Участник праздника – коллективный субъект, объединенный совместным действием и переживанием.

Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности. Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов. Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен общесоциального и культурного характера, ибо все это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

Феномен праздника глубже раскрывает свою сущность в соотношении с такими понятиями как «ритуал», «обряд», «обычай», «церемония». Ритуал выступает родовым понятием по отношению к празднику, который можно представить как концентрацию ритуального действия. С точки зрения своей социально–психологической роли ритуал способствует катарсису, дает возможность символического, социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Обряд образует каркас праздника, оформляет его, консервируя социальный опыт, предполагая точное соблюдение четкой последовательности ритуальных действий. В то же время праздничное пространство открыто для инноваций, обновления, отклонения от общепринятых норм повседневности. Всякий праздник соотнесен с пространством и временем, он участвует в конституировании самого феномена времени и совместного пространства жизнедеятельности.

Социально–культурная сущность праздника раскрывается через его функции. Функции праздника выражаются в его способности закреплять и стимулировать универсальные формы и способы жизнедеятельности человека и общества, утверждать отобранные историческим опытом наиболее приемлемые по своей социальной значимости и последствиям средства оптимизации коллективной жизни людей. Функции праздника по преимуществу социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют формы индивидуальной активности человека в его социальном окружении. Праздник играет роль катализатора социального обмена, он создает и расширяет социальные связи, помогает обрести ил сконструировать новую социальную идентичность, участвует в обеспечении преемственности форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности среде проживания, стимулирует ее заинтересованность в приемлемых для общества формах самореализации.

Праздник выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Он способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции. Праздничное действо способствует также эстетизации материально–пространственной среды обитания коллектива.

В современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, развивается индустрия «праздничной символики», усиливается утилитарный характер празднования – и, прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров. Маркетинговая нагрузка на праздник изменила не только его формы и содержание, но и сам алгоритм организации. Теперь его инициаторы должны, прежде всего, осуществить анализ ресурсов и проблем тех социальных сил, которые заинтересованы в его проведении (это могут быть государственные органы, коммерческий сектор, население, СМИ).

При этом праздник может включать различные эпизоды с доминирующей целевой установкой – цели могут быть рекламные, воспитательные, фандрайзинговые (привлечение средств для реализации социально–значимых идей и проектов) или просто зрелищно–развлекательные. Цели и тема праздника определяются проблемами и ресурсами – его инициатора, спонсоров, участников.

Успех праздника во многом определяет проектное обоснование основных событий и ритуала, которые должны вызвать интерес у аудитории (участников, зрителей, гостей), спонсоров, СМИ. Событийная основа праздника выстраивается на базе соответствующих ресурсов. Если их нет, то акция превращается в формальное действо, лишенное праздничных атрибутов и сущностных функций данного социально–культурного феномена. Основные события могут включать игровые формы коммуникации, карнавальное театрализованное шествие[371], концерт, эстафету и т.д. Главное событие праздника – его основной ритуал, который может проектироваться на базе соответствующих ресурсов. Процедура закрытия нередко обеспечивает самое яркое впечатление. Здесь могут быть использованы ритуалы гашения огня, спуск флага и т.д.

Проектное обоснование праздника предполагает разработку программы участия всех категорий в праздничном действии. Для активизации участников и решения маркетинговых задач (в том числе и финансовых проблем) необходимо запланировать мероприятия в соответствии с интересами и потребностями наиболее значительных сегментов аудитории праздника. Заинтересованность участников обеспечивается путем определения возможных выгод для всех целевых сегментов праздника – аудитории, спонсоров, власти и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в рамках маркетинговой политики эпизодическая праздничная акция не имеет особого смысла – необходима система праздников, т.е. праздничный календарь, состав которого будет сформирован в соответствии с основным ресурсами организации и определенным ритмом ее развития.

Источник

ПРАЗДНИК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФОРМА МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Праздник– это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо (А.И.Пигалев). Факторы, детерминирующие потребность в празднике, связаны и с определенными ритмическими явлениями жизни – природные циклы, этапы развития организации, события индивидуальной жизнедеятельности. Праздник знаменует (позиционирует, манифестирует) выдающиеся события в пределах обычного времени. Участие в нем включает субъекта в атмосферу радости и веселья, беззаботности и щедрости. Участник праздника – коллективный субъект, объединенный совместным действием и переживанием.

Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности. Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов. Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен общесоциального и культурного характера, ибо все это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

Феномен праздника глубже раскрывает свою сущность в соотношении с такими понятиями как «ритуал», «обряд», «обычай», «церемония». Ритуалвыступает родовым понятием по отношению к празднику, который можно представить как концентрацию ритуального действия. С точки зрения своей социально–психологической роли ритуал способствует катарсису, дает возможность символического, социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Обрядобразует каркас праздника, оформляет его, консервируя социальный опыт, предполагая точное соблюдение четкой последовательности ритуальных действий. В то же время праздничное пространство открыто для инноваций, обновления, отклонения от общепринятых норм повседневности. Всякий праздник соотнесен с пространством и временем, он участвует в конституировании самого феномена времени и совместного пространства жизнедеятельности.

Социально–культурная сущность праздника раскрывается через его функции. Функции праздникавыражаются в его способности закреплять и стимулировать универсальные формы и способы жизнедеятельности человека и общества, утверждать отобранные историческим опытом наиболее приемлемые по своей социальной значимости и последствиям средства оптимизации коллективной жизни людей. Функции праздника по преимуществу социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют формы индивидуальной активности человека в его социальном окружении. Праздникиграет роль катализатора социального обмена, он создает и расширяет социальные связи, помогает обрести ил сконструировать новую социальную идентичность, участвует в обеспечении преемственности форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности среде проживания, стимулирует ее заинтересованность в приемлемых для общества формах самореализации.

Праздниквыполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Он способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции. Праздничное действо способствует также эстетизации материально–пространственной среды обитания коллектива.

В современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, развивается индустрия «праздничной символики», усиливается утилитарный характер празднования – и, прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров. Маркетинговая нагрузка на праздник изменила не только его формы и содержание, но и сам алгоритм организации. Теперь его инициаторы должны, прежде всего, осуществить анализ ресурсови проблем тех социальных сил, которые заинтересованы в его проведении (это могут быть государственные органы, коммерческий сектор, население, СМИ).

При этом праздник может включать различные эпизоды с доминирующей целевой установкой – цели могут быть рекламные, воспитательные, фандрайзинговые (привлечение средств для реализации социально–значимых идей и проектов) или просто зрелищно–развлекательные. Целии тема праздника определяются проблемами и ресурсами – его инициатора, спонсоров, участников.

topr

Успех праздника во многом определяет проектное обоснование основных событий и ритуала, которые должны вызвать интерес у аудитории (участников, зрителей, гостей), спонсоров, СМИ. Событийная основапраздника выстраивается на базе соответствующих ресурсов. Если их нет, то акцияпревращается в формальное действо, лишенное праздничных атрибутов и сущностных функций данного социально–культурного феномена. Основные события могут включать игровые формы коммуникации, карнавальное театрализованное шествие[371], концерт, эстафету и т.д. Главное событие праздника – его основной ритуал, который может проектироваться на базе соответствующих ресурсов. Процедура закрытия нередко обеспечивает самое яркое впечатление. Здесь могут быть использованы ритуалы гашения огня, спуск флага и т.д.

Проектное обоснование праздника предполагает разработку программы участия всех категорий в праздничном действии. Для активизации участников и решения маркетинговых задач (в том числе и финансовых проблем) необходимо запланировать мероприятия в соответствии с интересами и потребностями наиболее значительных сегментов аудитории праздника. Заинтересованность участников обеспечивается путем определения возможных выгод для всех целевых сегментов праздника – аудитории, спонсоров, власти и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в рамках маркетинговой политикиэпизодическая праздничная акцияне имеет особого смысла – необходима система праздников, т.е. праздничный календарь, состав которого будет сформирован в соответствии с основным ресурсами организации и определенным ритмом ее развития.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА ПРАЗДНИКА

1. Обоснование вида праздника.

а) анализ ресурсов: территории (город, район, микрорайон), организации;

б) характеристика проблем (инициатора праздника – органа власти, учреждения, населения и т.д.);

В частности, ресурсами праздникамогут быть:

üКультурная традиция (религиозные праздники, дни профессий и т.д.).

üСвятыни (народные, религиозные).

üЛегенда (клас­сический пример культурной интерпрета­ции легенды — шотландская история с лохнесским чудовишем, которая стимулирует полумиллионный турис­тский бум в течение многих лет, и это при том, что Лох–Несс — скучное и малоинтересное место).

üНравственная ценность – праздник любви, праздник мужской доблести и т.п.

Например, «Национальный праздник воссоединения семей» (США), инициатором которого выступил журнал «Лучшие дома и сады». Праздникстал логичным итогом серии акций, начало которой положила идея службы PR разработать миссию журнала как печатного органа, ответственного за укрепление и моральное благополучие американской семьи. Празднику предшествовал сам проект воссоединения семей.

üЮбилейная дата – писателя, поэта, день основания города, фирмы, день рождения – товара, фирмы, услуги.

Например, 35–е Диснейленда (1990г.) стало поводом для грандиозного празднования, событиями которого стали: большой парад на главной улице Диснея, уличные выставки по истории парка, конкурсы и аукционы в течение года и др. Юбилей Барби (89г). был отмечен официальным гала–концертом в Линкольновском Центре в Нью–Йорке. 700 продавцов игрушек присутствовали на «розовом юбилее» Барби, распивая розовые напитки, кушая розовую еду и фотографируясь с изображением Барби в полный рост.

Например, у MCDONOLD`S в 1984г. поводом для акции стала продажа пятидесятимиллиардного гамбургера. Празднование проводилось в 6000 ресторанов MC, где каждому покупателю давали купон на получение бесплатного гамбургера. Спустя 4 года – не менее грандиозный праздник – тоже по поводу открытия 10,000–го ресторана.

ü Уникальное ремесло, промысел

В частности, если в Голландии проводится «праздник сыра», то в Вологде можно организовать «праздник масла», в Гусь–Хрустальном – «праздник хрусталя», на Байкале – «праздник омуля», на Дальнем Востоке – «праздник гейзеров», в Астрахани – «осетровый праздник».

Например, акции в Иванове, связанные с именем А.Тарковского. Или Национальный День Бутерброда в США – фирма Доубранд, создатель мешочков для бутербродов Зиплок, выбрала для праздника 3 ноября, день рождения Графа Сэндвича, изобретателя бутерброда. В основе – конкурс сэндвичей и праздник[372].

2. Целии задачи праздника (организаторов, учредителей, спонсоров), которые определяются в различных коммуникативных системах, и прежде всего:

ü по отношению к населению, территории;

ü по отношению к инициатору (организатору, персоналу).

Возможные группы целей: пиаровские; рекламные; воспитательные (в т.ч. воспитание чувства солидарности у жителей региона, формирование корпоративной культуры персонала и т.д.); фандрайзинговые (привлечение и конвертирование ресурсов); зрелищно–развлекательные и т.д.

3. Тема праздника – определяется в соответствии с основными проблемами и базовыми ресурсами инициатора.

4. Аудитория праздника. Определение и характеристика: целевых, контактных групп; участников; гостей праздника[373].

Содержание праздничных событий.

Содержание события (сюжет, тема, предмет, ресурсы, исполнители) Целевые группы Задачи Продолжительность

Основные события праздника: открытие праздника, представление гостей; основной ритуал, культурная программа, развлекательные мероприятия и т.д. Их задачи многоплановы: события являются «информационным поводом» для СМИ – если они интересны, журналисты с удовольствием о них расскажут; события – это предмет интереса для участников, зрителей и гостей.

План участия основных категорий аудитории праздника.

Категория участников праздника Формы участия
Гости
Дети и родители
Туристы
Молодежь
Молодожены
Влюбленные и т.д.

7. Атрибутика праздника. Атрибут – предметный символ акции. Он является: товарным знаком праздника (брендом), рекламным атрибутом, коммерческим продуктом (помогает окупить праздник, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство)[374].

Атрибуты имеют почти все старинные церковные праздники: Рождество – с елкой и новогодними подарками, Пасха – с куличом и крашеными яйцами. Самым богатым маркетинговыми ресурсами товарным атрибутом Нового года является елка, которая стимулирует серию покупок: украшений, подарков, сластей и др. Здесь заложена линия наращивания потребностей в новых товарах. Недаром мода на елки, разрушив все границы стран и верований, прочно укоренилась в мире. На новогодние подарки у немцев уходит до половины свободных денег. Но этот атрибут не воспринимается рекламным трюком, так как он освящен традицией и идеей Рождества.

Источник

Вопросы для подготовки к экзамену Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация. 1

2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции. 4

4. Олимпийские игры и систем спортивных игр в древней Греции. 5

5. Праздники древнего Рима эпохи Империализма: Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры их характеристики. 7

6. Праздники Французского королевского двора, дворянские праздники. 8

7. Цеховые праздники эпохи средневековья. 9

8. Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков. 10

9.Праздники периодов Французской буржуазной революции. 12

10.Праздничная культура России 10-17 веков. Виды праздников. Скоморошество. 13

11. Реформа Петра 1 в праздничной культуре. Петровские ассамблеи, маскарады, государственные праздники. 15

13. Государственные праздники России 20 века: праздник пролетарской солидарности, праздник независимости России, день конституции. 17

14. Государственные праздники России: Красной Армии, военно-морского флота, день защитника отечества, день победы. 19

15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники. 21

16. Профессионально-трудовые праздники. 23

18.Семейно-бытовые праздники. Культура обряда имянаречения. 26

19. Семейно-бытовые праздники. Культура свадебной обрядности. 27

20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья. 31

21. История и особенности режиссуры спортивных праздников. 32

22. Народные и религиозные праздники России 20 века: масленица, день Ивана Купала, Рождество Христово, пасха, троица. 34

23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система. 39

Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.

Праздники и другие развлечения появились еще в первобытнообщинном строе. Именно тогда люди поняли, что необходимо менять свои занятия, чтобы те не наскучили. Праздники уже тогда помогали человеку вернуть радость жизни, наладить позитивное мышление. Они помогают людям создать культурную идентичность, так как именно праздничные события могут сближать даже целые народы. Такие события заставляют вспомнить главные события в жизни, так как все прошлые образы в моменты празднования наполняются красками и свежими эмоциями. Даже в наши дни любому человеку приятно получить поздравления с Новым годом на сайте социальных сетей или другие поздравления. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развлечения являются самыми древними антидепрессантами. Этот феномен заметили уже давно, но только в наши дни ученые пытаются найти логическое объяснение такому влиянию праздника на психическое и даже физическое состояние человека. Врачи пытаются использовать эти сведения для лечения некоторых пациентов, для которых все лечение сводиться к улыбкам и отличному настроению.

1) торжественное обновление жизни;

2) коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров),

5) идеологическое и нравственное воспитание,

6) целостная функция, включающая в себя все предыдущие и поэтому утрачивающая роль определения

7) идеологическая, 8) воспитательная,

9) художественно-эстетическая, 10) информативно-коммуникативная,

11) интегративная, 12) игровая

Классификация В календарь праздников входят международные праздники, официальные государственные праздники, неофициальные и личные праздники, а также профессиональные и религиозные. Наибольшее количество праздников – это международные. Они отличаются различной степенью значимости и популярности и имеют в разных странах свой приоритет.

В России самые известные международные праздники – это: Международный женский день 8 марта, 1 июня, когда отмечают День защиты детей, а также 1 октября – День пожилых людей.

Профессиональные праздники по своей популярности в России стоят на втором месте: одни из них хорошо известны, другие отмечаются в узком кругу тех, кто имеет к ним отношение. Самые известные: 12 апреля (после полета Ю.А. Гагарина отмечается как День космонавтики), День радио празднуется 7 мая, наши блюстители порядка отмечают День милиции 10 ноября.

Личные праздники – это, разумеется, дни рождения, дни свадеб и прочие даты, которые касаются отдельной группы людей. Любой, кто испытывает недостаток в количестве официальных праздников, может создать свои личные и праздновать их столько, сколько пожелает душа.

Государственные праздники Российской Федерации могут быть официальными и являться выходными днями (День Победы – это 9 мая или День России – это 12 июня), также официальными и рабочими днями (Татьянин день – приходится на 25 января). Но, пожалуй, особо любимыми являются неофициальные праздники, которые устанавливает народ (например, Старый новый год – 14 января).

Источник

Adblock
detector