Меню

Понятие, причины и порядок административного выдворения

Понятие, причины и порядок административного выдворенияС 2015 года в мире наблюдается усугубление миграционного кризиса, которое выражается не только в повышении численности мигрантов, но и в их противоправном поведении на территории принимающих стран. В целях предупреждения таких правонарушений со стороны иностранцев и апатридов законодательство множества государств предусматривает такой специальный вид наказания, как выдворение за пределы страны. Разберемся, что такое административное выдворение, за какие нарушения оно может быть назначено, как оно проводится и в каком порядке обжалуется.

Выдворение: что это

Перечень мер административной ответственности, которые могут применяться в пределах той или иной страны, определяется законами каждой из них отдельно – унифицированного международного административного законодательства не существует. Это, однако, не мешает большинству развитых стран применять такую форму ответственности как выдворение.

Так, учитывая законодательство стран Европы, России и США, административное выдворение – это одна из форм административного наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам за совершение тех или иных административных проступков, если такое наказание предусмотрено санкцией статьи, регулирующей наказание (в России это КоАП).

Процедура выдворения предполагает принудительную высылку или самостоятельный контролируемый выезд иностранца или лица без гражданства за пределы государства, в котором ему назначен данный вид наказания.

Учитывая это, конкретные основания, по которым может быть назначено выдворение из страны, определяются законодательством об административных правонарушениях каждого государства отдельно.

Как правило, такая форма ответственности устанавливается:

  • в интересах национальной безопасности;
  • в целях соблюдения общественного порядка;
  • для защиты здоровья и других интересов граждан;
  • в целях обеспечения прав и свобод других граждан.

Поскольку высылка выступает как мера принуждения к правовому поведению, помимо самого наказания, она также назначается в целях профилактики административных правонарушений. Выдворение сопровождается запретом на въезд в страну в будущем. Срок запрета определяется исходя из конкретных обстоятельств ситуации, ставших основанием для принятия такого решения, а также обстоятельств, связанных с пребыванием на территории государства.

Поскольку такая форма ответственности является видом наказания за правонарушение, в подавляющем большинстве случаев она назначается по решению суда. Исключения составляют случаи, когда правонарушение совершается при въезде в страну – в таком случае решение принимается должностными лицами миграционных органов. Отметим, что в РФ административное выдворение не может осуществляться к иностранцам- военнослужащим.

Понятие, причины и порядок административного выдворения

Отличие выдворения от депортации

Несмотря на формальную схожесть понятий, выдворение и депортация имеют разную правовую природу и основания, по которым они применяются. Так, депортация применяется миграционными органами тогда, когда иностранец или лицо без гражданства утрачивает законное право на пребывание в стране или такое право прекращается по независимым от него причинам – депортировать за административное правонарушение не могут. Выдворение же применяется к иностранцам и апатридам даже при наличии у них законных оснований для пребывания – в качестве меры ответственности за собственные проступки.

Имеются и процессуальные отличия. Во-первых, высылка за правонарушение применяется в подавляющем большинстве случаев судами, в то время как депортация – прерогатива миграционных органов. Во-вторых, высылка возможна как в добровольном, так и принудительном порядке, а депортация – исключительно принудительна.

Стоит отметить, что выдворение также отличается от реадмиссии, однако при наличии международного соглашения первое возможно в порядке второй.

Законодательство о выдворении из РФ

Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.

Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:

  • употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
  • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
  • нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
  • незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
  • предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
  • нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.

Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.

В зависимости от обстоятельств мигрант получит запрет на въезд сроком от 5 до 10 лет, даже если до этого у него было право на временное проживание или ВНЖ в России.

Процедура административного выдворения

Как мы уже выяснили, единственным основанием для начала процедуры выдворения может служить постановление суда (в исключительных случаях – миграционного органа) о назначении данного вида наказания. В зависимости от обстоятельств судья может принять решение о принудительной высылке либо о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина. Вопреки сложившемуся мнению, иностранцев в данном случае не заключают под арест, если только этого в качестве меры пресечения не требует уголовное законодательство .

В зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, согласно ст. 32.10 КоАП, его исполнение может производиться путем передачи гражданина уполномоченным лицам иностранного государства или путем его самостоятельного выезда из страны. Рассмотрим эти формы высылки подробнее.

Принудительное выдворение

Принудительная высылка иностранцев из РФ, осуществляемая на основании судебных постановлений, согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», проводится судебными приставами – именно к ним поступает постановление после его вынесения. Согласно ч. 5 ст. 3.10 КоАП, в случае именно принудительной высылки суд также вправе в целях исполнения наказания применить к иностранцам содержание в специальном учреждении миграционных органов, в которых выдворяемые граждане содержатся непосредственно до исполнения наказания.

Как установлено ст. 32.10 КоАП, принудительное выдворение предполагает передачу судебными приставами лица представителям страны, на территорию которой оно подлежит высылке. Согласно ст. 109.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», это предполагает приобретение такому лицу проездного билета, препровождение его до пункта пропуска через границу РФ и официальную передачу пограничникам иностранного государства.

После исполнения судебного постановления пристав оформляет соответствующий акт и сообщает об этом в миграционные органы и Министерство иностранных дел, которое, в свою очередь, сообщает о высылке в диппредставительство страны, гражданином которой выдворенное лицо является.

Самостоятельный контролируемый выезд

Вторая форма высылки – самостоятельное контролируемое выдворение. Данная форма предусматривает добровольное покидание иностранцем территории страны, из которой он выдворяется, в сроки, оговоренные законодательством. Например, в России лицо, в отношении которого принято решение о высылке путем самостоятельного выезда, согласно ч. 5 ст. 32.10 КоАП, должно покинуть пределы страны в течение 5 дней, иначе будет запущена процедура принудительной высылки.

Обратим внимание, что наказание в форме самостоятельного выезда, исходя из ч. 6 ст. 3.10 КоАП, может быть назначено лишь в случае, когда он осуществляется за счет самого выдворяемого, государства его гражданской принадлежности или юридического и физического лица, которые пригласили иностранца в страну.

Несмотря на добровольное исполнение постановления, оно подлежит контролю со стороны миграционных органов, которые после высылки составляют соответствующий акт и сообщают об этом в МИД. Министерство, в свою очередь, сообщает об этом в дипломатическое представительство страны гражданской принадлежности выдворенного.

Понятие, причины и порядок административного выдворения

Высылка несовершеннолетних

Законодательством большинства стран, применяющих административное выдворение, установлено, что ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Однако общепринятый возраст совершеннолетия – 18 лет Таким образом, выдворение несовершеннолетних иностранцев возможно лишь в случае, если на момент совершения предусмотренных законодательством админправонарушений им исполнилось 16 лет. Если на момент совершения проступка иностранец такого возраста не достиг, к нему не применяется административное наказание, следовательно, он не может быть выдворен.

Отдельно стоит отметить случаи, когда происходит выдворение родителей несовершеннолетних. Учитывая ст. ст. 8, 9 Конвенции о правах ребенка, которые требуют уважения семейной жизни и невозможности разлучения родителей и детей, выдворение родителей возможно лишь в исключительных случаях. В контексте этого государственные органы стран, которые принимают соответствующие решения, должны исходить из действительной потребности в назначении такой меры ответственности.

Поэтому при наличии несовершеннолетних детей выдворение родителей применяется лишь в качестве единственно возможной меры достижения целей такого наказания. И на несовершеннолетних детей выдворяемых лиц оно не распространяется.

Сроки, на которые производится выдворение

Как уже было сказано, лицам, в отношении которых было принято решение о высылке, также запрещается въезд на территорию страны, откуда они были выдворены. Сроки такого запрета зависят от конкретных обстоятельств дела и внутреннего законодательства страны. Например, в России, согласно ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», срок запрета на въезд составляет 5 и 10 лет.

Запрет на 5 лет применяется в общих случаях, когда в отношении иностранца принято решение о высылке. Если такое решение выносилось неоднократно – два и более раз, запрет будет действовать на протяжении 10 лет.

Выдворение и штраф

Сама по себе административная высылка каких-либо штрафных санкций в отношении нарушителя не предусматривает. Однако штраф может быть назначен такому лицу в качестве основного или дополнительного вида наказания, помимо высылки. По российскому законодательству (ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП), такой штраф должен быть оплачен иностранцем не позднее следующего дня после обретения постановлением суда законной силы.

Кроме того, штрафные санкции могут быть наложены на иностранца или апатрида в случае, если в его отношении было вынесено решение о выдворении путем самостоятельного выезда, но такое решение им добровольно выполнено не было. По российскому законодательству, согласно ч. 3 ст. 20.25 КоАП, такие действия влекут наложение штрафа в 3-5 тыс. рублей с последующим выдворением, но уже в принудительном порядке.

Понятие, причины и порядок административного выдворения

Возможна ли отмена выдворения

Как и любое другое решение должностных лиц, постановление о выдворении, если оно было вынесено незаконно, может быть оспорено заинтересованным лицом в государственных органах страны, из которой оно было выдворено.

В России, как установлено ст. 30.1 КоАП, обжалование постановления возможно двумя путями:

  • исключительно в судебном порядке вышестоящим судом – в случаях, когда постановление о выдворении вынесено судом;
  • в вышестоящие органы либо в судебном порядке – если постановление вынесено должностными лицами пограничных органов при въезде.

Согласно ст. 30.3 КоАП, обжалование возможно в 10-дневный срок с момента получения постановления или его копии. Государственная пошлина за такое обжалование не взимается. По ст. 30.5 КоАП, такая жалоба должна быть рассмотрена в течение суток с момента ее подачи, независимо от того, в какой орган и какому должностному лицу она направлена. Если незаконность решения будет установлена, суд или вышестоящий орган отменят постановление и прекратят производство по этому поводу.

Заключение

Административное выдворение – это мера наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам в случае совершения ими административных проступков. Высылка в данном случае возможна как в добровольном, так и принудительном порядке. Основания и правила, по которым она применяется, определяются каждой страной отдельно.

Выдворение следует отличать от депортации, поскольку они имеют разную правовую природу и основания применения. Как и любое другое административное наказание, выдворение может быть обжаловано и отменено судом или вышестоящими миграционными органами.

  • Можно ли выезжать за границу, имея неоплаченный кредит
  • Где и как можно узнать о действующем запрете на выезд за границу в 2019 году
  • Что такое справка 082у для выезда за рубеж
  • В каких случаях ребенку нужно разрешение на выезд за границу
  • В какие страны сотрудникам полиции разрешено выезжать в 2019 году

  • Добавить комментарий